Генри Форд

 

Генри Форд: человек, подаривший Америке автомобиль

Генри Форд (Henry Ford) был не просто известным американским бизнесменом, пусть даже невероятно богатым и знаменитым. Он стал символом автомобильной промышленности, которая изменила облик мира, а его методы организации производства признаны самыми успешными в XX веке.

Родился Форд в семье переселенцев из далёкой Ирландии. Случилось это 30 июля 1863 года, на сельскохозяйственной ферме близ Детройта. Родители паренька считались довольно зажиточной семьёй, труд в сельском хозяйстве принёс отцу успех, поэтому старший Форд был убеждён, что сын обязан продолжить его дело.

 

 

Но в 12-летнем возрасте Генри увидел повозку с мотором - локомобиль, и она поразила его! Даже не закончив церковной школы, он уходит из дома, чтобы стать учеником в механической мастерской. Родители были в отчаянии от такого поступка, отец считал его жизнь потерянной…

Henry Ford Генри Форд

Много позже, уже будучи предпринимателем с мировым именем, Генри Форд часто высмеивался журналистами за свои грамматические ошибки. Однажды, после очередного злого укола в одной из газет, он публично заявил ей: «Если мне будет нужно ответить на ваши ничтожные вопросы, я нажму одну кнопку у себя на столе, и появится дюжина специалистов, которые вам всё растолкуют».

Получив опыт механика, молодой Генри возвратился домой и женился на дочери соседнего фермера, с которой прожил долгую и счастливую семейную жизнь. Находясь на ферме, Форд вечерами, а то и ночами, работает над созданием различных приспособлений, призванных облегчить нелёгкий сельский труд. Уже тогда он был одержим своей основной идеей: сделать труд эффективным, быстрым, чтобы получать максимум прибыли при минимуме затрат.

Через некоторое время юноша создаёт молотилку, работающую на бензиновом двигателе, и продаёт патент фирме Эдисона, изобретателя с мировым именем. Здесь заметили толкового инженера, пригласив его на работу. Работая у Эдисона, Генри Форд не забывает о своей детской мечте: создании собственного автомобиля.

В 1893 году мечта Форда была воплощена в жизнь. Генри стремится создать не просто машину, а приспособление для передвижения, которое будет доступно массовому покупателю. Его увлечения фирма не поддержала, что вынудило молодого конструктора уйти, и после нескольких непростых лет создать в Детройте собственную компанию, «Форд Мотор Компани», существующую и поныне!

В первой четверти XX столетия она стала, пожалуй, самым успешно развивающимся предприятием на планете! Главным её «коньком» было внедрение Фордом конвейера.

 

 

 

В принципе, механические конвейеры существовали в мире и до фордовских заводов. Но на них, как правило, выполнялись только простые действия и выпускались примитивные изделия. Генри Форд впервые поставил на поток сборку сложных деталей, состоящих из множества мелких узлов. Он, вместе со своими специалистами, убедительно доказали, что производительность труда при конвейерной сборке существенно превосходит ту, что наблюдалась до внедрения конвейера.

В 20-е годы на заводах Форда рабочим впервые начали выплачивать по 5 долларов в час - огромные зарплаты для Америки тех лет! Его рабочие получали возможность через определенное время службы купить автомобиль по значительно сниженным ценам, в качестве бонуса за качественный и постоянный труд.

Уже через два десятка лет после открытия первого завода, автомобили Форда стали наводнять страну, продавались и в другие государства. Генри осуществил свою мечту - автомобиль в Америке стал доступен обычному человеку, а не только богатеям.

Henry Ford model t Генри Форд

Со временем заводы Форда стали выпускать не только автомобили, но и другую сложную технику, в том числе самолёты. Его много критиковали за непростые отношения с профсоюзами, за, якобы, беспощадную эксплуатацию рабочих. Но факты говорили об обратном. Рабочие Генри Форда трудились по 8 часов в день (а стандартным в США был 9-ти, или даже 10-часовый рабочий день), на предприятиях много внимания уделялось социальным программам, в том числе предоставлению ведомственного жилья, получению льготных кредитов. Его рабочие впервые в Америке (а возможно, и в мире) начали получать оплачиваемый отпуск.

Генри Форд был сложной и неоднозначной личностью. В годы Первой мировой войны он приезжал в Европу с призывами к миру, за что был высмеян европейской прессой. В то же время, его предприятия на территории Франции сотрудничали с нацисткой оккупационной властью. Его, единственного среди американцев, высоко оценивал Гитлер, называющий Форда «своим вдохновителем».

Одно время Генри Форд увлекался идеями антисемитизма, даже приобрёл издание с яркой антисемитской направленностью. Впрочем, через некоторое время он публично отрёкся от подобных взглядов, и в 1927 году даже попросил прощения у евреев, используя для этого популярные газеты.

Генри Форд свято верил в теорию реинкарнации. Он утверждал, что гениальность - всего лишь результат опыта, накопленного в предыдущих жизнях. Приняв факт повторения жизней, вы успокоите свой ум и достигнете логики мышления - так говорил Форд. Он считал нелогичным, чтобы накопленный годами опыт умирал с человеком, не используясь в дальнейшем.

Принципы, заложенные Генри Фордом на его заводах, оказали несомненное влияние на развитие промышленности во всей Америке. В частности, он придавал первостепенное значение рекламе, утверждая, что из 4-х заработанных долларов отдаст на рекламу 3.

 

 

Умер Генри Форд в преклонном возрасте, в апреле 1947 года. Его автомобильную империю ныне возглавляет правнук, Уильям Форд Младший. Генри Форд являлся кумиром многих людей, особенно строящих свой бизнес. Он написал книгу под названием «Моя жизнь, мои достижения», ставшую настольной Библией для тысяч деловых людей. В ней много полезных высказываний, но одно из них, без сомнения, важно знать любому человеку, даже очень далёкому от бизнеса: «Помните, что самолёт взлетает против ветра!»